Новости Энциклопедия переводчика Блоги Авторский дневник Форум Работа

Декларация О нас пишут Награды Читальня Конкурсы Опросы
Автор
Архивы
Свежие комментарии

С другого берега…

О поэтическом переводе и смежных вопросах…

Подписаться на RSS  |   На главную

« »

По следам лекции Линор Горалик о современной поэзии

Это, конечно (мне так думается), хорошо, что Линор Горалик пошла в народ про современную поэзию вещать средствами самого доступного народу искусства — телевидения. Тo есть, мне оно совершенно недоступно, российское телевидение, и что за канал «Дождь» — понятия не имею (впервые узнал), и кто его смотрит, и откуда деньги берутся, чтобы полтора часа (представьте себе!) про современную поэзию — загадки сии пониманию моему недоступны, потому сосредоточусь на том, что (возможно) доступно…

Если верить дождевому счетчику, первую часть лекции просмотрели в интернете больше восьми тысяч человек, но я думаю, счетчик второй части, выложенной отдельно, более показателен — на вторую часть терпения хватило только у двух тысяч с хвостиком. Тo есть, из восьми тысяч кликнувших, начавших, шесть утомились смотревши и до рецептов Линор как-же-где-же-рыть-искать сокровища современной поэзии не добрались (а именно во второй части Линор расписала фломастером на доске карту возможных путешествий по интернету от одного поэтического оазиса к другому).

С одной стороны, можно утверждать, что Линор сплоховала, не увлекла, не завлекла, не развлекла народ в достаточной мере, что три четверти интересующихся, отпав, остались в полнейшей неосведомленности, каким же образом они смогут прильнуть к многообильным грудям современных поэтических граций и аполлонов (а Линор божилась в первой части, что «современная поэзия разнообразна… у нас есть сотни прекрасных авторов, у нас огромная вариативность жанров, огромная вариативность школ, методик, авторских языков…» — цитирую, как запомнилось, текста лекции не нашел). Тo есть, с одной стороны, можно с разумной долей определенности утверждать, что аудитория подлинно интересующихся поэзией в три раза меньше аудитории поманившихся, и что либо в Линор слишком много доцентского, либо сама форма лекций о поэзии не располагает к поэзии, либо предмет (современная поэзия) сам по себе не увлекателен, но, возможно, что, как всегда, разные факторы сплелись в разнообразных пропорциях…

А доцентского в Линор немало. «Вариативность школ, методик» — это с кафедры в универе, скорее, пойдет, чем в популярной лекции. А когда Линор сообщает, если правильно запомнилось, что мы «имеем право ожидать эмоционального контакта, а не нарратива… как слушаем Баха или смотрим картины Ротко…» — я себя прям чувствую студенточкой, с придыханием взирающей на умудренного профессора: «Ах, нарратив! ах, Ротко! ах, Бах! как высоко!» А профессор не забывает и к народу бочком пристать: «Я прекрасно отношусь к массовому кино, нахожу много пользы в фильме ‘Американский пирог'», — и меня, студенточку, это тоже прельщает: «Какой демократ! какая душка! в пироге пользу находит!» Наверно, Линор, попривыкши к студентикам, не до конца понимает, к кому, собственно, обращается с экрана, но опять же, откуда мне знать, вдруг канал «Дождь» студенческими подаяниями живет?

Если подойти к маркетинговому провалу Линор, к потере ею виртуальной публики, с другой стороны, если учесть ничтожность интереса к современной поэзии за пределами круга ее создающих, то Горалик свершила немыслимый подвиг — удержала внимание двух с лишним тысяч, что в пять-шесть раз превышает средний тираж современного поэтического сборника, но опять же, возможно, что все дослушавшие — сами пишут стихи (утверждает же Горалик, что «у нас сотни прекрасных поэтов»; они-то, небось, и прильнули к экранам), но тогда мы опять на круги своя — современные поэты пишут друг для друга и для своих друзей. А для кого им еще писать?

Нет, этот вопрос не для Линор. Для нее ситуация начинается с: поэтов нынче много прекрасных, они все доступны в интернете (может быть, не последним сборником, но стихами в достаточном объеме), и если сориентироваться, то можно для себя что-то найти. Всё равно что в лес по грибы…

И, возможно, кому-то (вроде меня) после лекции захотелось пройтись по грибы по начертанным Горалик картам, но — зачем?

Нет, это не мой вопрос. Это вопрос самой Горалик. Для меня лично всегда было странно (почему-то) задаваться таким вопросом в отношении поэзии, но Линор его задает и сама на него отвечает: за новыми впечатлениями, за новым опытом…

О бесстрашный путешественник! А вдруг грибы — несъедобные? (это снова я, один из дослушавших лекцию, вопрошаю)

Нет, и этот вопрос не для Линор. Линор сетует: «Огромный пласт текстов оказывается за пределами внимания». Но ведь это страдания исследователя! Энтомолога от поэзии, которому разглядывание мушек и блошек в мелкоскоп не менее увлекательно, чем любование бабочками павлиний глаз и монарх… Для Линор они все — «съедобные», всех надлежит собирать, изучать.

Но если я, горожанин, вышедший в лес погулять, спрошу: а вдруг у нас сотни прекрасных (то бишь, допускаю, энтомологически интересных) мушек и блошек, а бабочек нет совсем? (переловлены все давно или перемерли)

Нет, и такая постановка вопроса не для Линор. По лекции Линор получается, что непопулярность современной поэзии скорее объясняется, во-первых, изобилием (чудесным, прекрасным, но через которое трудно продраться; черт ногу сломит, короче… вот читатели и ломаются, до чудес не добравшись…) Во-вторых, проблемами восприятия читателей, шаблонами ожидания: мне, читателю, чего-то хочется вроде того, что нравилось и раньше, а поэты таперя как бы новаторы — не стоит поэзия на месте! — и надо бы мне ожидания расширить, а то останусь без новья чудес и роскошеств, не доведется мне побаловать мою модерновую задницу кожаным креслом Порш Кайена, так и буду таскаться в пушкинской Лоррен-Дитрих…

Но возможно ли, пребывая в здравом уме и светлой памяти (памяти о русской поэтической традиции), утверждать, что у нас сейчас «сотни прекрасных поэтов», тогда как за всю предыдущую историю «сотен прекрасных» не набралось? Шаблон ли это моего восприятия, что я знаю свою традицию и знаю, что сотен в ней пока не осталось? Что даже если я напрочь расслаблю свои ожиданию, от силы десятки наберу? Даже с Асадовым, Рождественским и Демьяном Бедным «сотен прекрасных» — ну, никак. Верю: Линор-энтомолог наковыряет. А я, простецкий читатель со стажем, — никогда.

Да, я понимаю, что Линор для того на телевидение выбралась, чтобы «продать» поэтов массой, гурьбой (хотя они все бесплатные, кроме самых последних сборников), но вызывает ли такой неразборчивый продавец-оптовик доверие? Знает ли он свой товар не как ненасытный коллекционер, а со стороны потребностей потребителей?

И у меня осталось впечатление, что как поэты не знают, для кого пишут, кроме друзей-поэтов, так и Линор не знает, кому вся эта поэзия (кроме нее) нужна или хотя бы интересна. Потому, возможно, она и пошла легчайшим путем: развалила товар по прилавку, выбрала отдельные полюбившееся ей горшочки и: смотрите, какой этот формистый! а этот — какой модерновый! а этот — какой раскрашенный! а этот! а тот! — и так далее…

А вдруг они все — дешевый ширпотреб на потребу своей нетребовательной околопоэтической публики?

Вот стихотворение, которое Линор с ненасытным азартом исследователя нарыла в интернете «менее чем 24 часа назад» — свежачок! (записываю, как запомнилось после двух прослушиваний):

чистый снег в чистом переулке
кто-то ядовито желтым испетлял поведал
низкому люминисцентному небу
что любовь равно дима плюс алиса
на восклицательный знак не хватило тугости заряда
«не мы! не мы!» спешат скрипло заверить налепленные на скорую руку
да на долгую муку легионы снежных (рясы в сугроб) истуканов
расставленных вдоль тротуара
мы и писаем-то не так но сидя
не в силу как вы подумали ориентации
но потому что Давид царь наш обещал нам вернуться
проверить весь дом Навала
и если что истребить нещадно всех мочащихся к стене
ладно на слово вам истуканы верим
да и слово любовь кто же из вас слышал
а тем паче сумеет написать без ошибки

И Линор втолковывает: «Кроме того что стихотворение это прекрасно, если читаем один раз — одна история: стихотворение про то как не хватило заряда, или про грамотность» — «другая, что такое повседневное занятие как пописать на снег напрямую связано с нашим ожиданием второго пришествия, нашим ожиданием божьей воли, как мы должны жить и со всем остальным…» — «вопреки ожиданиям, которым нас учили, позволяет его читать раз-другой-пятый и открывать какие-то новые вещи…» — «зачем учить наизусть?» — «чтобы перечитывать в голове.»

Начнем с того, для кого из нас, простите, пописать на снег — повседневное занятие?
Продолжим: для кого (кроме автора и Линор) «пописать» — «напрямую связано с нашим ожиданием второго пришествия»?
Закончим: царь наш Давид, псалмопевец, да за что, зачем нам это?!

Хотите вы это перечитать в голове? Восхититься? Перепостить в свой ЖЖ? Рекомендовать друзьям?

Да, понимаю, поэзия не стоит на месте, она больше не священное искусство разговаривать с богами, но ведь и я — не резиновая кукла, которую можно растянуть и с удобством в нее пописать (ударение расставлять по вкусу).

Если это — прекрасный экземпляр современной поэзии, то, может быть, Линор ничего не понимает в прекрасном? Если это — пусть не прекрасный, но представительный, характерный экземпляр, отобранный внимательным и неутомимым исследователем, то, может быть, современная поэзия в массе своей — это каша слов, где месят в одном котле божий дар с яичницей?

Не знаю… Для себя я пока решил не приходить к заключениям, а попросту воспользоваться географическими рекомендациями Линор и побродить по интернетным чащобам, почитать всякую модерновую поэзию, следуя указаниям Линор… Если не утопну, не узязну, не сгину, буду рапортовать о путешествиях в этом блоге…


Лекция Линор Горалик о современной поэзии:
http://tvrain.ru/teleshow/lectures_on_the_rain/linor_goralik_sovremennaya_poeziya_chast_1-144854
http://tvrain.ru/teleshow/lectures_on_the_rain/linor_goralik_sovremennaya_poeziya_chast_2-144856


23 января 2012 L.B. | 16 комментариев


16 комментариев По следам лекции Линор Горалик о современной поэзии

  • Телеканал «Дождь» захватил эту планету, однозначно. 🙂 Рекламные щиты на улицах, агитация тех, кому «не все равно», призыв на митинги и вообще попытка серфить на волне. Раньше про этот канал ничего не слышала, но за последний пару месяцев… Ой! 🙂
    А вообще тв не смотрю, так что мнение самое непредвзятое. 🙂

  • А чем именно странно предположение о том, например, что не знакомые с знакосочетанием типа tvrain.ru и проч. вполне могут регулярно писать на снег в своей тундре или как там ее? Китайцы вон три тыщи лет палочками едят. И что? И при чем тут это несчастное телевидение, of all things?

  • Еще про русскую поэзию и современную Россию: по программе первого класса в Букваре у детей стихотворение «Сон добрый» Саши Черного. 🙂 Интересно, почему именно с ним решили познакомить первоклашек.

  • Пока читал, отмечал отметки, чтобы ответить ответом. Отметки потерялись, осталось спасибо.

    ЗЫ. Для меня вообще мутным остается термин «поэзия» (особенно в сочетании с определениями «современнная», «такая», «сякая»). Есть стихи, которые (для меня сиюминутного). И непонятно почему (для меня всякого).

    • Да не за что 🙂 А ответные отметки / отметные ответки были бы весьма интересны. Если вдруг найдутся…

      Про «термин». У Линор спросили из зала про «определение поэзии», которое «сейчас пересматривается» и «имеет ли смысл задаваться этим вопросом? есть ли такое разделение?» (на прозу и поэзию). Линор разумно ответила, что «надо не столько на него отвечать, сколько за ним следить», в том смысле, если правильно понял, что поэзия — живой организм, и определить что поэзия сейчас — сложнее, чем двести лет назад. Конечно, ожидаешь, что человек, столько занимающийся поэзией, сможет обрисовать ее границы, но устоявшаяся филогическая позиция — поживем, увидим (а Линор и поэт, и филолог, и критик — то ли три стула, то ли три сосны). К тому же, в рамках подхода Линор трудно достичь четкости, мне кажется.

  • Ну что же…много прозаических «букаф» почти в никуда, и всё же…и всё же.

    Задаюсь вопросом — и не нахожу ответа! — чем привлекательно (или провинилось) это именно стихотворение? Есть множество других малоизвестных и совсем неизвестных стихов…а однако ж: «да и слово любовь кто же из вас слышал, а тем паче сумеет написать без ошибки» — ну откуда _оно_ знает, что мы слышали и как мы пишем?

  • «Хороших стихотворных текстов — куда как больше ста. Это очевидно. Следовательно…» Типа так… Нет?

  • Как сказала моя однокурсница, впервые посмотрев порнографический фильм: «Все это можно делать, но смотреть со стороны… Бр-р-р!».
    Не глянется мне научный подход к поэзии. Поэзия, она либо есть, либо ее нет. И не делают ее ни ритмы, ни рифмы (буде все это имеется), ни разбивка на одинаковые или неодинаковые строчки, а нечто этакое…
    В свое время я грешил довольно милыми стишками на всякие юбилеи (если до конца честно — до сих пор грешу). Отдельные можно было бы даже выставлять в учебники для литинститутов как примеры того-то и того-то. Но — помилуй Бог! — какое отношение они имели к поэзии?
    Другое дело, что каждый толкует все на свете по-своему.
    (Да, для полноты картины: я твердолобый консерватор).

    • Зато я узнал о существовании Линор Горалик… «…Ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают… так-то.»

      • Просветительская мощь моего блога не знает себе равных 🙂
        Не знаю, научный ли подход у Линор, но меня занимает переводческий, хотя и затрудняюсь точно определить его заранее… И мне трудно согласиться, что «либо есть, либо нет», когда речь идет не столько о произведениях, сколько о поэтах — Амелин, вон, в Хвостове немало поэзии выискал…

        • «Кому и кобыла невеста»…
          «Мёд — удивительно хитрый предмет»…
          «– А я тебе говорю, что ты не распознал бы стратегию, даже если она выскочит из кустов и даст тебе под зад.»
          (Можно было бы добавить еще несколько глубокомысленных и, возможно, бессмысленных высказываний, но лень).
          А подробно обсуждать тетеньку — еще больше лень.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.